Как сделать витраж своими руками
Витражи на окнах способны придать особую неповторимую атмосферу любому интерьеру и наполнить его красками по вашему вкусу. Сегодня в подробностях (насколько они известны мне) я опишу процесс сборки витража в технике Тиффани, предназначенного для установки в стеклопакет пластикового или деревянного окна средним стеклом. Поскольку моё рабочее пространство не позволяет делать витражи больших размеров, сегодня я буду делать витраж на окно для бани.
Расчёт размеров
Для начала необходимо замерить проём створки окна (посадочное место стеклопакета). Вычитаем от длины и высоты по 10 мм. и получаем размер необходимого стеклопакета. Поскольку стеклопакет с витражом будет двухкамерный, заранее готовим два оконных стекла толщиной 4 мм. под размер стеклопакета. Сам витраж будет на 5 мм. меньше планируемого стеклопакета по ширине и высоте.
Эскиз витража
Изготавливая витражи своими руками, эскизы считаются одним из самых ответственных этапов. Ведь неправильно изготовленный эскиз, он же шаблон для витража, может свести на нет всю вашу работу. Не забывайте соизмерять диаметр алмазной головки вашей шлифовальной машинки, с радиусом внутренних углублений фрагментов будущего витража.

Мне больше нравится рисовать витражи на компьютере, поэтому эскиз будущего витража я сделал в векторной графике.

А плоттерную резку заказал в рекламной студии. Там же распечатал шаблон и цветную картинку будущего витража.

Шаблон для витража закрепил в рамку и защитил прозрачным скотчем от попадания воды.

Это нужно сделать обязательно, так как при обточке цветного стекла используется вода. При попадании её на бумажный шаблон, не защищённый скотчем, он просто покоробится. В качестве рамки использован алюминиевый профиль, но с таким же успехом подойдут и деревянные рейки.
Сборка витража
Фон витража состоит из полупрозрачных стёкол, поэтому просто прикладываем стекло к эскизу и обводим по линии маркером Edding-140 S или другим перманентным с тонким стержнем.

Для резки стекла желательно использовать масляный стеклорез,

а фигурный рез делать от себя. Так лучше видно линию, по которой идёт рез.
Для разлома стекла, витражисты используют специальные щипцы,

но иногда удобнее пользоваться старым дедовским способом ─ постукиванием стеклорезом снизу. Для откусывания мелких фрагментов применяются специальные дисковые кусачки.

Если при работе с большими фрагментами, без них ещё можно обойтись, то при работе с мелкими витражными поделками (например, крылья стрекозы) они просто незаменимы. Каждый фрагмент обтачиваем на шлифовальной машинке Кристалл 2000S.

Подача воды из специальной кюветы на алмазную головку происходит за счёт центробежной силы.
Обворачиваем обточенный фрагмент медной фольгой с акриловым клейким слоем.

Поскольку фрагменты фона полупрозрачные, а покрытие швов планируется чёрной патиной, фольгу лучше использовать с чёрным внутренним слоем.

Всё зависит от финансовых возможностей, так как стоит такая фольга на порядок дороже. Прикатываем фольгу деревянной палочкой.

Я использую палочку для суши (хаси).
Так как цветок и бабочка состоят из непрозрачного «глухого» стекла, просто приложить стекло к эскизу и обвести по линии маркером без подсветки снизу не получится. Здесь удобно использовать пленку Оракал, нарезанную на плоттере. Для этого отделяем фрагменты от подложки, наклеиваем на стеклянные кусочки необходимого цвета

и вырезаем стеклорезом.

Стеклянные фрагменты цветка и бабочки имеют очень небольшие размеры, поэтому для их подгонки просто необходимы дисковые кусачки. (о них упоминалось ранее). Если большие фрагменты стекол удобно точить, положив на столешницу шлифовальной машинки, то мелкие удобнее обрабатывать на весу.
Будьте готовы к тому, что при изготовлении мелких фрагментов остаётся большее количество отходов, чем при работе с большими деталями витража. Не торопитесь их выбрасывать. Они могут пригодится при изготовлении мозаики
Пайка витража
Обточенные и обвёрнутые фрагменты укладываем на шаблон витража и обрабатываем швы флюсом (кислотой).

Сначала делаем пайку фона точками.

Пайка точками позволяет сделать корректировки в случае необходимости. Затем пропаиваем цветок и фон вокруг него полностью.

В такой же последовательности собирается весь витраж.
Поскольку витраж готовится для установки в стеклопакет, швы на расстоянии 15 ─ 20 мм. от края должны быть плоские.
Для этого можно взять оплётку от экранированного провода, смочить флюсом и разогретым жалом паяльника прижать к паяному шву.
«Экран» вбирает в себя излишки припоя.
Покрытие патиной
После пайки витража с обеих сторон, тщательно протираем витраж от остатков флюса

и обрабатываем швы чёрной патиной.

Патина придаёт швам благородный вид. Витраж в технике Тиффани готов. Если не будет никакого форс-мажора, в следующий раз я расскажу, как установить этот витраж в стеклопакет средним стеклом.
Добрый день.
Очень понравились Ваши работы! Очень аккуратно, продуманно до мелочей. Заинтересовала прорисовка Вами эскизов. Скажите, в какой программе Вы их рисуете? И загоняете в программу скан рисунка рукой или с нуля в программе?
Добрый вечер, спасибо за тёплый отзыв! Сейчас занимаюсь витражами редко, а так – в CorelDRAW. Рисунки или фото беру из интернета, открываю в программе и просто обрисовываю векторами.
Спасибо большое за полезные советы , это было очень интересно узнать о технике витража.
Вам спасибо за отзыв!